Иппотерапия для детей

Услышав пару раз в Интернете или на конюшнях про такую услугу, как иппотерапия для детей, заинтересованные родители наверняка обратятся к официальным источникам, постараются более подробно проштудировать данную тему на просторах Сети, узнать специфику применения для тех или иных групп пациентов, клиентов. Стандартно и вполне естественно, что человек при этом проводит примерно такую аналогию: если у человека болит горло – он идёт к лору, если спина – к хирургу, сердце – к кардиологу. Вполне логичным на данном фоне кажется, что иппотерапия детей с аутизмом и , к примеру, с ДЦП должна кардинально отличаться.

На самом деле, сколько бы информационных источников Вы ни прочли, кардинальной разницы Вы не увидите. Безусловно, есть небольшая специфика, связанная с  физическими особенностями, но это – сугубо специфика для тренера. Объясню на пальцах: когда проводится иппотерапия детей с речевыми нарушениями, это никак не мешает тренеру посадить ребенка на коня, в седле он будет себя чувствовать гораздо увереннее, чем когда приезжают родители с ребенком, страдающим детским церебральным параличом. Просто его труднее посадить в седло и еще более внимательно за нахождением ребенка «за рулём» лошадки. Опять же – это проблемы сугубо тренера. Следовательно, нет никакой необходимости как-то дополнительно готовиться, чтобы приехать к нам на иппотерапию – читать учебники по физиологии. Хотя почитать, что полезного может принести иппотерапия для детей, всё-таки стоит.

Итак, закономерный вопрос – а почему всё одинаково работает во всех случаях – иппотерапия для детей аутистов, детей с ДЦП, речевыми нарушениями, отдельными нарушениями опорно-двигательного аппарата? Ответ прост: потому что лошабь – и в Африке лошадь. И у горячего араба, и у гордого фриза, и у крупного тяжеловеса-владимирца физиологически всё одинаково. Главное, чтобы лошадь в любом случае была спокойна и послушна. А вот с этим я с учениками поработали хорошо. Как уже говорилось на сайте, кони воспитаны по системе от Иколь, соответственно, они не «свечат», не подрывают, не лягаются и прекрасно понимают, когда они – под новичками и детьми, а не под жестким гонщиком со скачек на Приз золотой короны.

Итак, что может принести данная услуга деткам и на каких, собственно, столпах или, если хотите, принципах зиждется иппотерапия для детей аутистов, людей с ограниченными возможностями, ДЦП, речевыми нарушениями?

— физиологическая составляющая;

— социальная составляющая;

— эмоциональная сторона.

Надеюсь, я не утомлю Вас кратеньким разбором, вас из дас из всего этого. Итак, физиология. Когда проводится иппотерапия, дети с ограниченными возможностями или ДЦП садятся на животное, температура тела которого – на 1-1.5-2 градуса выше среднестатистических 36.6 градусов по Цельсию человеческого тела. Исходящая теплота помогает расслабить мышцы, повысить кровоток к конечностям, улучшить тем самым кровообращение как в районе таза и ног, так и мозга. Следствие – человек получает, грубо говоря, разогрев мышц без особых физических усилий, а вместе с тем – и уроки ходьбы. Для недвижимого или малоподвижного организма это бесценно. Полностью имитируются все движения в четырех степенях свободы, используемые при обычной ходьбе на своих ногах. У наездника волей-неволей включаются в работу все применяемые в ходьбе мышцы и кости таза и ног. Благодаря необходимости держать равновесие, когда ведется иппотерапия, дети синхронизируют свои движения с работой конских мышц и костей. Так  происходит формирование динамического стереотипа, физической памяти, которая помогает человеку воспроизводить все движения в обычной жизни на своих ногах, не конских.

Социально-психологическая составляющая не менее важна. Люди и особенно дети, имеющие проблемы со здоровьем, часто страдают нарушением ощущения и пространства, и собственной роли как личности, пусть они и не признаются в этом. Кто невольно, кто осознанно, не суть важно. Когда ребенок видит, что у него налицо – навыки в верховой езде, обращении с большим животным, выработке взаимного доверия постепенно это доверие переходит в веру в окружающий мир, в людей, в осознание собственной значимости и важности в данном непростом мире. Думаю, вполне просто и понятно, какую роль ввиду этого играет иппотерапия для детей аутистов.

Эмоции – наша жизнь. Но для нас, людей, крепко стоящих на своих ногах, говорящих подолгу и порой попусту, работающих каждый день и живущих полной жизнью, часто ценность этих эмоций кажется невысокой. Мы не умеем ценить. А люди-инвалиды умеют. Добрая, чуткая лошадка, которая просит сахарок и берет его нежно из рук, вызывает неописуемые волны позитива. Сидя в седле на высоком коне, ребенок невольно представляет себя таким же сильным и высоким, большим и подвижным. И когда лошадь послушно ведет себя под управлением малыша, он забывает о том, что у него есть сложности со здоровьем, чувствует себя полностью здоровым, искренне улыбается, поглаживая коника. Сытая, довольная и послушная лошадка, на которой осуществляется иппотерапия – дети всех возрастов будут в восторге от такой!